17 мая 2017. в ИМЦ было проведено ГМО учителей - логопедов. Присутствовало 25 человек.
Темой данного методического объединения было рассмотрение практической и теоретической проблемы: «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с РАС. Методы и приемы.»
По первому вопросу: «Как помочь аутичному дошкольнику лучше адаптироваться В ДОУ» прослушали руководителя ГМО учителей – логопедов Н.В. Лавренюк. Она раскрыла основные этапы работы с детьми с РАС.
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный , требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания , которое может проявляться, в частности , в следующем:
во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия.
во –вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления , но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.
По второму вопросу слушали логопедов Детского дома ребенка «Теремок»: О.Г.Костину, М.В. Куксову. Они поделились практическими наработками по теме «Методы и приемы работы по развитию речевых функций у детей с РАС дошкольного возраста». Он предложили к использованию в коррекционной работе метод работы с аутистами – АВА – терпия .Основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечёт за собой последствия, и когда это ребёнку нравится, то он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет.
При данной методике все сложные навыки для аутистов, разбиваются на отдельные небольшие блоки – действия. Каждое из них разучивается отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которое образует одно сложное действие. Если самостоятельно справится с заданием малыш не может, обучающий даёт ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребёнка, при этом неправильные ответы игнорируются. В данной методике предусмотрено безошибочное обучение с испоьзование различных видов подсказок, начиная от полной физической подсказки с привлечением тьютора до вербальных, сопровождаемых жестом или картинкой.
Третьим вопросом было консультативное ознакомление по разработке дополнительной общеразвивающей программы, этап экспертизы-сертификации. По данному вопросу выступила Н.Г. Тимофеенко, учитель- логопед д/с № 65. Число детей с речевыми расстройствами постоянно растет, а речевые нарушения принимают все более сложные формы. В рамках адаптированной образовательной программы детского сада, в соответствии с уставом, коррекционная работа проводится с детьми 5 – 7 лет в группах компенсирующей направленности (это 2 группы).
Таким образом, дети других групп оказываются не охваченными логопедической помощью, но учитывая эффективность ранней логопедической работы и пожелания родителей групп общеразвивающей направленности, возникла необходимость в оказании дополнительной услуги по ранней диагностике, коррекции и профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Именно эта проблема явилась толчком к разработке данной программы.
Цель программы – развитие речевых способностей, культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи (слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов). Каждое занятие объединено единым сюжетом соответствует возрастным особенностям, интеллектуальному и речевому развитию детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение, изучаемого материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков.
Итогом данного мероприятия стало проведение дискуссионной беседы с методистом ИМЦ Прядко И.Н., где ей были заданы ряд вопросов актуального содержания по организации коррекционного процесса. Так же Прядко И.Ю. отметила о необходимости информационно-методическое обеспечения, ознакомления с новыми коррекционно-развивающими технологиями педагогов нашего города.
|